Каждый раз, вводя в поисковике словосочетание “Дизайн человека”, вы, скорее всего, натыкаетесь на споры: Дизайн Человека — это наука или шарлатанство? Конечно, в таких статьях встречаются разборы: почему это называют псевдонаукой, почему это и не наука вовсе. С другой же стороны, Дизайн Человека по своему определению — это наука о дифференциации. В общем, тему Human Design не сильно любят люди традиционного склада ума, ну а наша задача — рассказать, почему мы считаем это именно наукой.
Давайте обратимся к Википедии: она-то точно знает, какие признаки у такого понятия, как наука. Определения, кстати, взяты из книг А.И. Ракитова и П.В. Копнина. Имеем: Расшифровать свою карту можно здесь.
Наука есть знание, зафиксированное в определенной системе знаков, построенной на основании точных правил.
Дизайн Человека под это определение подходит. Как минимум, взгляните на Бодиграф: это система знаков, построенная на базе определенного алгоритма, иными словами — на основе точных правил.
Наука всегда фиксируется в максимально определенном (для каждого исторического уровня) языке.
В Дизайне Человека огромное количество терминов, которыми пользуются для обозначения тех или иных постоянных: например, Тип, Авторитет, Ворота и Центры. Все эти слова могут быть непонятны новичкам в Human Design. Однако, чем глубже вы копаете — тем больше понимаете. Это работает со всеми науками — в том числе и с Дизайном Человека.
Наука есть система знаний о законах функционирования и развития объектов.
Тут все предельно просто и логично: Дизайн Человека показывает, как вы функционируете с людьми, как вы развиваетесь в соответствии со своим Типом, какие последствия для вас может нести дисгармония с собственным внутренним Авторитетом и так далее. Более того, Human Design объясняет мироустройство в целом: от самых маленьких клеток до человека.
Наука представляет собой знание, эмпирически проверяемое и подтверждаемое.
Вот тут, наверное, скептики подловят на фразе “проверяемое”. Однако у нас все равно есть, что ответить. Вспомните, например, гороскопы: многие считают их полнейшим бредом, забвением и т.д., но при этом каждое утро просматривают предсказание на день. Конечно, такого рода науки не могут быть проверены доказательно — это ведь не физика предметов или математика. Но козырь в руках Human Design — это миллионы людей, которые согласились на авантюру и отправились знакомиться со своим настоящим Я. Конечно, не без помощи специалистов, которые смогли расшифровать их личный Бодиграф. Тем не менее, сейчас они живут в гармонии с собой — кажется, это главный ключ к счастью.
Наука представляет собой систему непрерывно возрастающих и пополняющихся знаний. Это пополнение осуществляется при помощи наиболее совершенных методов.
И тут Дизайн Человека попадает под определение. Дело в том, что когда-то давно (шутим, не так уж и давно — в 1992 году. Это, кстати, еще одна из причин, по которой Дизайн Человека не считают наукой — слишком мало времени прошло с момента создания) Алан Краковер (позже — Ра Уру Ху) создал целый свод положений, который и по сей день исследуются и подтверждаются в научных исследованиях. Наибольшую научную любовь исследователи проявляют к теме Космоса в Дизайне Человека. Не забываем и о том, что эти положения рассматриваются и в школе IHDS.
Наука обладает составом, в который входят предмет, теория и гипотеза, метод и факт, описание эмпирического материала.
Ну тут уже точно нельзя придраться: предмет — собственно, сам Дизайн Человека, теория (иными словами, содержание науки Дизайна Человека) — это описание аспектов, процессов и взаимосвязи в так называемом Бодиграфе человека, гипотеза — это профессиональная расшифровка Бодиграфа, метод — эксперимент, взаимодействие человека с полученной информацией на основе Бодиграфа, факт — проверка полученных знаний на подлинность в реальной жизни, а описание эмпирического материала — это просто сбор фактов на основе ваших даты, места и времени рождения.***